Броневой автомобиль (броневик)

Броневой автомобиль (броневик)

БРОНЕВОЙ АВТОМОБИЛЬ (броневик), автомобиль, забронированный стальными щитами и вооруженный пулеметами или орудиями. Первый броневик, имевший автомобильный двигатель и планировку броневого корпуса, сохранившуюся в основных чертах у современных однобашенных броневых машин, построенный австрийской фирмой Даймлер в 1904—05 гг. на шасси с 4-мя ведущими колесами, с 4-цилиндровым мотором в 30 л. с. броней толщиной 3—3,5 мм, весил 2 т при скорости в 24 км/ч. В последнее время применялись гл. обр. 1,5—2-тонные грузовые шасси, имевшие под броней полный вес 4,5 т при однобашенном и около 5 т при двубашенном бронировании, с толщиной основной брони 6—7 мм. Рессоры их часто усиливались. Для движения задним ходом устанавливается задний руль с приводным валиком или тросом к передней рулевой колонке. Задний пост управления оборудуется кроме того педалями конуса и акселератора, а иногда и приводом к центральному или заднему тормозу. Для увеличения проходимости выбираются преимущественно шасси с двойными задними колесами, передние же снабжаются дополнительными ободами для уменьшения врезания в мягкую почву.

В некоторых конструкциях с той же целью задние колеса заменены гусеничным движителем с резиновой лентой. Для увеличения сцепного веса, а с ним и проходимости броневого автомобиля с успехом применяли шасси с 4-мя ведущими колесами. Для предотвращения остановки вследствие прокола или прострела покрышки колеса монтируются грузолентами, сплошными или облегченного типа, или покрышками с нагнетенной в них специальной эластичной массой. Мотор (иногда с усиленным радиатором) оборудуется двойным зажиганием и снабжается самопуском (стартером) электрическим или пневматическим. Необходимость ограничения грузоподъемности шасси в отношении веса брони приводит к использованию для броневого корпуса только лучшей щитовой брони толщиной 7—8 мм, не пробиваемой остроконечной пулей со свинцовым сердечником. Поверхности, близкие к горизонтальным, выполняются из брони около 4 м толщины. Броневые листы связываются в кузов угольниками, накладками, косынками сортового железа и пр., составляющими остов броневого корпуса, т. н. броневой каркас. Броневой корпус крепится на раме стремянками или на кронштейнах; ему придают минимальные размеры, допустимые по удобству обслуживания машины и вооружения. Он состоит (фиг. 1):

Броневой автомобиль (броневик)

из будки мотора 1, будки шофера 2, боевого отделения с одной или двумя башнями 3, которые несут пулеметное вооружение или 37-мм пушку, или и то и другое вместе. За боевым отделением помещается задний пост управления 4 для шофера заднего руля. Несмотря на ряд вышеуказанных конструктивных дополнений, использование грузовых шасси представляет следующие неудобства: 1) сохранение под броней такого же распределения нагрузок по раме, как под грузовой платформой, и усиление рамы броневого автомобиля против перекашивания лонжеронов ее (при качке броневого корпуса) весьма затруднительно; 2) система охлаждения, не рассчитанная на длительное движение задним ходом, обычно является недостаточной: вода закипает после 15—20 мин. такого движения; 3) скорость заднего хода низка (10—12 км/ч); 4) применение брони против бронебойной пули, а также увеличение внутренних размеров броневого корпуса, для большинства машин невозможно из опасений перегрузки шасси и потери проходимости и устойчивости машины. Это побудило некоторые армии перейти на изготовление специального шасси.

Такое шасси с грузоподъемностью до 7 т и собственным весом до 4,5 т снабжается прочной рамой (фиг. 2), жесткость которой увеличена поперечинами усиленного профиля.

Броневой автомобиль (броневик)

На концах рамы укрепляется таран 1 для сбрасывания препятствий с пути движения броневого автомобиля и крепятся сильные буксирные крючки для эвакуации машины с поля боя при аварии. Мотор 2 - мощностью 80—100 л. с. (для более легких 50 л. с.) с декомпрессором для пуска в ход и электростартером 3, приспособлением для заливки горючего при пуске во всасывающую трубу или в краники с места шофера переднего руля, с радиатором большой поверхности охлаждения, а иногда и с дополнительным бачком, включенным в циркуляцию по принципу термосифона, с мощным вентилятором за радиатором или эксгаустером перед ним. Фирма Бюссинг построила в 1915 г. броневик с двумя моторами по концам машины, но подобная конструкция не привилась. Коробка передач 4 - многоступенчатая как для переднего, так и для заднего хода, или же снабженная реверсом, дающим возможность идти задним ходом с теми же скоростями, что и передним. Применяется также т. н. «нулевая скорость» (Berghebel), ниже первой, для прохождения исключительно тяжелых участков пути. Все четыре колеса - ведущие, задние - двойные 5. Полные посты управления, как передний, так и задний, с педалями сцепления 6, центральным тормозом 7, акселератором 8, а также рычагами переключения скоростей 9 и заднего тормоза 10.

Электрооборудование: динамо, аккумулятор (12 V, 100 Ah), стартер, две передних и одна задняя фары по 25 W, прожекторы в башнях по 35 W, боковые фонари, контрольные и сигнальные лампы по 10 W. Размеры и грузоподъемность подобных шасси позволяют увеличить размеры броневого корпуса (фиг. 3) и кроме 2 пулеметных башен расположить между ними третью - командирскую, разместив пулеметные амбразуры также на бортах, лобовых и кормовых стенках корпуса.

Броневой автомобиль (броневик)

Толщина вертикальной брони таких броневых автомобилей может быть увеличена до 12 мм с целью укрытия от бронебойной пули со стальным сердечником, а толщина верхней горизонтальной - до 6 мм. При полном запасе горючего большинство броневых автомобилей в состоянии пройти по шоссе 300—350 км. Основные данные - см. в табл.

Броневой автомобиль (броневик) - основные данные

Назначение броневиков - огневое содействие другим родам войск, в особенности пехоте и кавалерии. Широкое применение броневых автомобилей могут иметь в условиях гражданской войны, так как они незаменимы в уличном кратковременном бою.

 

Источник: Мартенс. Техническая энциклопедия. Том 2 - 1928 г.