Бобовое масло

Бобовое масло

БОБОВОЕ МАСЛО получается из бобов китайской сои (Soja hispida), растения семейства мотыльковых; соя разводится гл. обр. в Китае (80% мирового сбора - в Манчжурии), Японии и в других местах южной Азии; в Европе культура сои ничтожна, но разведение ее могло бы быть очень выгодным, т. к. бобы сои, помимо добычи из них масла, являются прекрасным кормовым средством; специалисты ставят сою по доходности выше подсолнечника. Мировое производство бобового масла в 1926 г. достигало 400 тыс. т. Экспорт бобов сои в 1926 году доходил до 1486 тыс. т. увеличившись за 15 лет более чем вдвое (гл. обр. в Англию и Германию). Свежедобытое бобовое масло – бледно-желтого цвета, с приятным запахом и вкусом. Бобы сои содержат 17,7—20,75% масла. Бобовое масло состоит из 9,3% глицеридов твердых жирных кислот (25% пальмитина и 75% стеарина) и 86,2% глицеридов жидких кислот (30,8% олеиновой, 29,2% льняной, 24,3% изольняной и изолиноленовой и 1,9% линоленовой); остальные 4,5% падают на долю свободных кислот и неомыляемых веществ. Большое содержание олеина и твердых жиров делает бобовое масло очень выгодным для гидрогенизации. Бобовое масло относится к полувысыхающим; дает элаидиновую реакцию. Константы масла: удельный вес при 15° 0,9242—0,9287, температура застывания от —8 до —15°, число омыления 190,5—212,6, йодное число 114,8—137,2, число Генера 93,6—95,5. Константы кислот бобового масла: температура застывания 16—25°, температура плавления 21—29°, йодное число 115,2—131. Для очистки бобового масла из свежих бобов достаточно одного отстаивания.

Бобовое масло, жмыхи и бобы в зерне, вывозимые из пределов Манчжурии, идут через японский порт Дайрен и Владивосток. Транзит манчжурских бобов (восточно-китайская и Уссурийская железные дороги) чрезвычайно выгоден для всего Приморья. В 1923 г. Владивостокский порт специально был оборудован американскими конвейерами для погрузки бобов и бобовых жмыхов и вместительными цистернами для масла, перекачивание которого в наливные баржи (пароходы) производится по специальному трубопроводу. Из данных грузооборота Владивостокского порта видно, что лишь бобы, жмыхи и масло - транзитные грузы Манчжурии - в 1914 году составляли 67% всего грузооборота порта, в 1915 г. - 77,4%, в 1923 г. - 83,6%, в 1923/24 г. (хоз. г.) - 75,2%. Посевная площадь под бобами составляет 16—18% всей обрабатываемой земли в Манчжурии. Сбор урожая бобов в Манчжурии, по данным 1921 года, был 20,7% по отношению к общему урожаю, что составляло 4520000 т. Разводят в Манчжурии до 20 разновидностей бобов, которые можно разделить на 4 группы: желтые, зеленоватые, черные (кормовые) и мелкие. Бобы употребляют в пищу в вареном виде, в виде соусов, теста, макарон, конфет. Бобовое масло идет: как пищевой питательный продукт, для освещения, для различных эмульсий, при фабрикации непромокаемых тканей, красок, парфюмерии, для производства стеариновых свечей в мыловаренной промышленности (замена твердых жиров гидрогенизированным бобовым маслом). Бобовые жмыхи считают хорошим кормом для скота. В Европе жмыхи перерабатывают в галеты и различного рода кондитерские изделия.

 

Источник: Мартенс. Техническая энциклопедия. Том 2 - 1928 г.

Избранное