Блокировка станционная

Блокировка станционная

БЛОКИРОВКА СТАНЦИОННАЯ. При централизованном управлении стрелками и сигналами зачастую, особенно на больших станциях, представляется невозможным обойтись только одним постом. При устройстве же нескольких постов необходимо связать их действия в отношении установки маршрутов с тем, чтобы: 1) посты не могли установить маршрут и открыть соответствующий сигнал без разрешения дежурного по станции, 2) при наличии такого разрешения, после установки того или иного маршрута одним постом, другие посты не могли установить враждебные маршруты и открыть враждебные сигналы и 3) рассматриваемый пост мог открыть сигнал, разрешающий путь по данному маршруту, только после того, как все посты, принимающие участие в установке или ограждении этого маршрута, привели в надлежащее положение стрелки и сигналы, входящие в маршрут или враждебные ему, и в этом положении замкнуть.

Чаще всего такую зависимость между постами осуществляют электрическим путем, с помощью разного рода электрических замычек; у нас наиболее охотно пользуются для этого теми же блок-механизмами, что и для блокировки путевой. Тот пост, от которого при наличии станционной блокировки исходят все распоряжения, называется распорядительным; те посты, которые фактически переводят стрелки и сигналы, - исполнительными; если на распорядительном посту имеются и исполнительные функции, то получается распорядительно-исполнительный пост. Совокупность приспособлений, устанавливающих принудительную взаимную зависимость действий постов по пропуску поездов, называется блокировкой станционной. Процесс, которым распорядительный пост устанавливает маршрут, называется заданием маршрута, а обратный процесс - разборкой его. Различают следующие системы блокировки станционной: 1) блокировка сигналов - для станций, где централизованы только сигналы, стрелки же остаются на ручном управлении и иногда замыкаются при открытии семафора замками, включенными в провода последнего; 2) блокировка маршрутов и сигналов - для станций, где централизованы и стрелки, и сигналы.

Показано, как осуществляется зависимость между распорядительным и исполнительным постами для двух враждебных маршрутов

На фиг. 1а показано, как осуществляется зависимость между распорядительным и исполнительным постами для двух враждебных маршрутов. На исполнительном посту каждый из блоков I и II, называемых маршрутно-затворными, замыкает свою маршрутно-затворную рукоятку 1 и 2.

При заблокировании того или другого из маршрутных блоков на распорядительном посту, отблокировывается соответствующий маршрутно-затворный блок на исполнительном посту и освобождает маршрутно-затворную рукоятку, давая т. о. возможность перевести ее и тем замкнуть стрелки маршрута и враждебные сигналы, если они, конечно, установлены правильно, и отомкнуть сигнал, разрешающий вход на этот маршрут.

Блокировка станционная

Чтобы нельзя было одновременно задать несколько враждебных маршрутов, между маршрутными блоками распорядительного поста осуществляют зависимость либо механическую, с помощью подвижной линейки Л (фиг. 1а), либо электрическую, с помощью контактов 11 и 12 (фиг. 1б), которые после заблокирования соответствующего блока остаются разомкнутыми, либо, наконец, путем установки для целой группы враждебных маршрутов одного маршрутного блока, который м. б. включен в тот или иной провод (13, 14 на фиг. 1в), идущий к маршрутно-затворному блоку (так называемая групповая блокировка).

Схема последовательных действий установки маршрута при наличии одного и двух исполнительных постов

На фиг. 2а и 2б дана схема последовательных действий установки маршрута при наличии одного и двух исполнительных постов.

Схема последовательных действий установки маршрута при наличии одного и двух исполнительных постов

На фиг. 3 изображена схема электрических соединений для станционной блокировки маршрутов и сигналов описанного типа;

Схема электрических соединений для станционной блокировки маршрутов и сигналов описанного типа

на фиг. 4 - схема электрических соединений для несколько иной системы, при которой маршрутно-затворный блок на посту нормально отблокирован, но заблокировать его для замыкания маршрута можно лишь при условии, что на распорядительном посту предварительно повернута маршрутная рукоятка, соответствующая устанавливаемому маршруту.

Схема электрических соединений для несколько иной системы, при которой маршрутно-затворный блок на посту нормально отблокирован

При заблокировании маршрутно-затворного блока на распорядительном посту отблокировывается контрольный блок К, после чего становится возможным повернуть сигнальную рукоятку С1 и заблокировать сигнальный блок С, освобождающий на исполнительном посту семафорный рычаг для открытия. На фиг. 5 показан общий вид исполнительного поста.

Общий вид исполнительного поста

 

 

Источник: Мартенс. Техническая энциклопедия. Том 2 - 1928 г.