Безмоторное летание

Безмоторное летание

БЕЗМОТОРНОЕ ЛЕТАНИЕ обычно относится к аппаратам тяжелее воздуха, на которых осуществляется полет без помощи механической силы мотора. К этому виду летания относится летание на планерах и летательных аппаратах, приводимых в движение мускульной силой человека. Попытки летания при помощи мускульной силы относятся еще к древним временам (см. Авиация), и до сих пор эта проблема не получила своего разрешения. Известно, что человек может развивать сравнительно очень небольшую мощность: порядка 1/4—1/2 л. с. в течение сравнительно недолгого промежутка времени и около 1—1,5 л. с. в течение лишь нескольких секунд. Как показывают подсчеты, минимальная мощность, необходимая для полета человека, равняется около 1,5 л. с., т. е. она приблизительно равна той мощности, которую человек может развивать в течение очень непродолжительного времени; следовательно, запаса мощности не имеется, и такой аппарат не может подниматься. Такого рода аппараты можно рассматривать лишь как планеры, траектория планирования которых несколько приподнята. Иногда такие аппараты соединяют вместе с велосипедом, так что первоначальный разбег делается на колесах, соединенных с педалями. Попытки полета на таких аппаратах приводят только к прыжкам. Так, например, еще в 1912 г. во Франции был назначен фабрикантом Пежо приз в 10000 франков за перелет 10 м на аппарате, приводимом в движение человеком. Этот приз был взят Пуленом 9 июля 1921 г., когда он пролетел на высоте 1—1,5 м расстояние более 10 м. В настоящее время рекордные полеты на планерах и на аэропланах с остановленным винтом охладили интерес к аппаратам, приводимым в движение мускульной силой.

Безмоторное летание, или т. н. парящий полет, получило свое первоначальное развитие благодаря опытам сперва Лилиенталя, а затем Шанюта, Пильчера, Геринга и др. С развитием авиации парящий полет был почти совершенно оставлен, и только после империалистической войны в Германии стали усиленно заниматься безмоторным летанием, вылившимся там в планеризм - спорт с установлением мировых рекордов и тренировкой летчиков. Этим спортом была захвачена молодежь и у нас в СССР; при поддержке Авиахима были построены планеры и организованы состязания. В Германии к конструированию планеров были призваны лучшие силы страны, и поэтому германские планеры отличаются чрезвычайной простотой и хорошими качествами. На организованных в Роне состязаниях немецкими летчиками из года в год ставились новые рекорды продолжительности полета. Планеры держались в воздухе часами (8—9 ч.). Однако не только на планерах возможно держаться долгое время в воздухе без участия мотора. В 1923—1924 гг. французский летчик Торе показал, что на обыкновенном самолете при благоприятных условиях также можно долго держаться в воздухе без помощи мотора. Свои полеты Торе начал совершать в начале 1923 г. на самолете Анрио-14 в Бискре (северная Африка). Самолет Анрио-14 является учебным самолетом с малой нагрузкой на м2. Поднимаясь на моторе, Торе затем останавливал мотор и производил парящие полеты, которые длились вначале около часа. В дальнейшем место своих полетов Торе перенес в Европу, и здесь в 1924 г. в Провансе ему удалось продержаться в воздухе с остановленным винтом в течение почти 10 ч. Наконец, в 1925 г. Торе, имея пассажира, продержался таким же образом в воздухе свыше 2 ч. Несмотря на такие успехи, за последнее время (1927 г.) заметно некоторое охлаждение как к планеризму, так и к полетам на аэроплане с остановленным винтом. Торе в настоящее время перенес свои опыты на полеты на маломощных самолетах на дальние расстояния.

Безмоторный полет слишком тесно связан с той местностью, в которой он производится; необходима холмистая местность с сильными ветрами, - в местах равнинных такие полеты совершить нельзя. Кроме того, эти полеты требуют от летчика чрезвычайно большой выносливости, ибо планер летит всегда почти на пределе управляемости, имея к тому же сравнительно малую относительную скорость при сильном ветре. Неспокойствие атмосферы чрезвычайно сильно отражается на планере и требует от летчика исключительной внимательности и искусства. Перечисленные выше особенности безмоторного летания чрезвычайно суживают область применения планеризма и придают ему значение лишь спортивного развлечения и, может быть, некоторой тренировки летчиков, хотя правильность последнего соображения находится еще под сомнением. Развитие легкой авиации (авиетки) в последнее время совершенно заслонило успехи планеризма и безмоторного летания.

 

Источник: Мартенс. Техническая энциклопедия. Том 2 - 1928 г.

Избранное