Береговые дамбы

Береговые дамбы

БЕРЕГОВЫЕ ДАМБЫ, земляные валы, устраиваемые по берегам рек и морей для предохранения низменностей от затопления при паводках и во время прилива.

1. Речные береговые дамбы. Речные береговые дамбы бывают затопляемые и незатопляемые. Первые защищают лежащие за ними низменности от затопления летними паводками и называются летними дамбами. Верх летних дамб располагается ниже горизонта весенних дамб, и весной они затопляются. Для предохранения местности от затопления весенними водами устраивают «зимние» дамбы, верх которых располагают выше самого высокого горизонта весенних вод. Незатопляемые дамбы совершенно прикрывают лежащую за ними местность от наводнения. Эти дамбы значительно дороже затопляемых, и, кроме того, при полном прекращении доступа весенних вод прекращается отложение весенних наносов, содержащих иногда значительное количество илистых и органических частиц, способствующих плодородию почвы. При встрече с притоками дамбы приходится прерывать для пропуска притока, а для того, чтобы не допустить затопления по притоку, устраивают дамбы и по берегам притока (фиг. 1).

При встрече с притоками дамбы приходится прерывать для пропуска притока, а для того, чтобы не допустить затопления по притоку, устраивают дамбы и по берегам притока

При установке береговых дамб необходимо, прежде всего, удовлетворить требованию безопасного пропуска весенних вод между дамбами, а затем желательно, чтобы дамбы по обоим берегам шли приблизительно параллельно друг другу, избегая внезапных сужений и расширений. В криволинейных участках расстояние между береговыми дамбами следует несколько увеличить по сравнению с прямолинейными. Для безопасности дамб нужно, чтобы они отстояли на достаточном расстоянии от верхней бровки русла. В особенности это важно у вогнутых берегов, где наблюдается усиленный размыв. При проектировании береговых дамб должно принимать в соображение следующее: а) Давление воды. Для того, чтобы дамба не могла сдвинуться под давлением воды, вполне достаточно, чтобы ширина ее по подошве была равна или больше учетверенной высоты, б) Возможность осадки дамбы при слабом грунте. Для устранения этой опасности приходится увеличивать ширину дамбы по низу, чтобы уменьшить давление на единицу площади основания, в) Фильтрация воды через тело дамбы и под основанием ее. Для уменьшения явлений фильтрации через дамбу необходимо применять грунты с достаточным содержанием глины; если по местным условиям имеются только чистопесчаные грунты, то необходимо устраивать в теле дамбы водонепроницаемое ядро (фиг. 2);

Если по местным условиям имеются только чистопесчаные грунты, то необходимо устраивать в теле дамбы водонепроницаемое ядро

еще лучше устраивать водонепроницаемый слой по напорному откосу дамбы (фиг. 3). Весьма серьезное внимание следует уделять надлежащему сопряжению дамбы с основанием.

Водонепроницаемый слой по напорному откосу дамбы

В типах дамб, показанных на фиг. 2 и 3, это достигается устройством шпоры (зуба, замка), доходящей до водонепроницаемого грунта. В дамбах без водонепроницаемого ядра следует при назначении очертания профиля соблюсти условие, чтобы линия депрессии не выходила из профиля (фиг. 4).

В дамбах без водонепроницаемого ядра следует при назначении очертания профиля соблюсти условие, чтобы линия депрессии не выходила из профиля

г) Опасность подмыва со стороны реки. Особенно опасность подмыва угрожает на криволинейных участках у вогнутых берегов. Для уменьшения этой опасности откос, обращенный к реке, делают более пологим и укрепляют дерновкой или даже мощением, если есть опасность повреждения его ледоходом, д) Действие волнения. Во время широких разливов весенних вод и сильных ветров может возникать значительное волнение. Для устранения опасности размыва волнением необходимо применять более сильные укрепления откосов в пределах волнения, е) Действие роющих животных и влияние растительности. Особенный вред могут принести дамбам кроты; проделываемые ими ходы являются готовыми путями фильтрации. Для избежания этой опасности не следует применять для насыпки дамб растительную землю. Деревья своими корнями также разрыхляют тело дамбы и облегчают путь фильтрации, поэтому не следует обсаживать дамбы крупными деревьями. Возвышение дамб над самым высоким горизонтом делают от 0,6 до 1,5 м. Т. к. земляные дамбы после возведения дают б. или м. значительную осадку, то им придают некоторый запас высоты. Ширина дамб по верху делается обычно достаточной для проезда (2,5—4,5 м), хотя бы и не предполагалось использовать дамбу для постоянного проезда. Через некоторое расстояние по длине дамбы делают по ее откосам съезды (фиг. 5).

Через некоторое расстояние по длине дамбы делают по ее откосам съезды

2. Морские береговые дамбы сооружаются на берегах морей и в устьевых частях рек, впадающих в моря, и предохраняют лежащие за ними низменности от затопления морскими водами во время приливов. Для достижения этой цели верх морских дамб устраивают выше отметки горизонта самого высокого прилива, увеличенной на высоту волны для того, чтобы не могло быть перелива через верх дамбы. При устройстве морских дамб больше всего приходится считаться с силой волнения, так как именно волнение чаще всего прорывает дамбы. Для ослабления действия волнения необходимо располагать дамбы на достаточном расстоянии от морского берега, чтобы между дамбой и берегом была полоса земли шириной около 150 м, а при неблагоприятных условиях до 300 м. При наличии такой прибрежной полосы волнение достигает дамбы уже в значительной мере ослабленным. С целью лучшего сопротивления действию волнения откос дамбы, обращенный к морю, делают возможно более пологим и соответственно укрепляют, В зависимости от силы волнения заложение наружного откоса дамбы делают от 3 до 10 высот.

В верхней части, выше горизонта наиболее часто повторяющихся приливов, откос укрепляют обычно дерновкой, а ниже этого горизонта приходится применять более надежное укрепление - каменную или иную одежду. Ширина морских дамб по верху делается достаточной для проезда, т. е. 3—4 м, чтобы можно было подвозить материал, необходимый для ремонта дамб.

Характерные типы поперечных сечений морских дамб

В тех случаях, когда по дамбе прокладывается проезжая дорога общего пользования, ширину проезжей части делают в 6—8 м. В таких случаях дорогу обычно располагают на внутренней берме, по внешнему краю которой идет валик шириной 1,5 м, который и образует гребень дамбы.

Характерные типы поперечных сечений морских дамб

На фиг. 6 и 7 показаны наиболее характерные типы поперечных сечений морских дамб.

 

Источник: Мартенс. Техническая энциклопедия. Том 2 - 1928 г.

Избранное

Еще по теме: