Бэйерлит

б

БЭЙЕРЛИТ (Byerlite, Byerlite Pitch), искусственные асфальты, получаемые способом Мебери и Бэйерлея (1896 год), а в особенности наиболее твердые и наиболее трудноплавкие из них. Процесс состоит в продувании в течение 4—5 дней воздуха через тяжелые остатки огайской нефти, сначала при 230°, под конец при 340°.

Смотря по продолжительности продувания, получается один из четырех продуктов:

Физические и химические характеристики продуктов окисления нефти

Окисление идет вначале по схеме

RH + HR' + О à H2O + RR',

а под конец по схеме, указанной Гефером:

> СН ∙ СН < + О àН2O + > С : С <,

и т. о. ведет к обогащению двойными связями; кроме того, процесс сопровождается уплотнением молекул. Прибавление 5% серы позволяет сократить продолжительность дутья в 6 раз (Брукс и Гемфрей). Отличие искусственных асфальтов от природных - в большем содержании нефтяных масел (даже при твердости и большой хрупкости - до 48%), а также в более прочной связанности их серы, не отделяющейся и при нагревании. Сравнительные данные о природных и искусственных асфальтах помещены в статье асфальт нефтяной.

Иногда искусственные асфальты содержат до 3,4% кислот, но не свободных, например, в виде лактонов. Для приготовления искусственного асфальта наиболее пригодна тяжелая нефть, богатая смолистыми и асфальтовыми веществами. Согласно французскому патенту № 349214, ввиду экзотермичности процесса окисления при продувании, температура, поднятая до 200°, далее сама собой поддерживается на требуемой высоте, и подогрева извне не требуется; в остатках получается асфальт, а в погонах - смазочные масла. В Америке и в других странах получаются огромные количества искусственного асфальта (см. Асфальт нефтяной), аналогичного, но не тождественного продувному. Предложены также и другие способы производства так называемого искусственного асфальта, но получаемые продукты не имеют ничего общего с асфальтом естественным. Так, по германскому патенту № 143147, суррогат асфальта изготовляется сплавлением 11 ч. каменноугольного гудрона, 1 ч. серы, 11 ч. гашеной извести и песка по надобности. Бэйерлит в собственном смысле размягчается при 260°, но иногда на рынке бэйерлитом называют искусственный асфальт с более низкой температурой плавления, 93—176°, применяемый для мостовых. Бэйерлит растворяется полностью в сероуглероде и лишь на 62,4% в лигроине. По свойствам бэйерлит похож на природный битум гильсонит. Пробойная электрическая крепость бэйерлита считается около 1,18 kVmах/мм, или 0,85 kVeff/мм, при толщине около 1,5 мм.

 

Источник: Мартенс. Техническая энциклопедия. Том 3 - 1928 г.

Избранное