Баллоны

Баллоны

БАЛЛОНЫ, металлические резервуары, предназначенные для хранения под давлением газов, имеющих применение при обработке металлов (см. Автогенная резка и Автогенная сварка), в воздухоплавании, военно-химическом деле, красильном деле и т. д. Баллоны изготовляются из манесмановских стальных цельнотянутых труб, а в последнее время и из железа электролитического. Один конец баллона сужается до размера в 35—50 мм, и в него ввинчивается на резьбе вентиль, а другой оттягивается для образования дна. Размеры баллона определяются его водяной емкостью; наиболее употребительны баллоны емкостью от 5 до 50 л, наполняемые газом под давлением от 20 до 125 atm и вмещающие от 0,5 до 5,25 м3 газа. Вес баллона без зарядки - от 10 до 65 кг. Материал, идущий на изготовление баллонов, - углеродистая сталь со специальными примесями. Примерный анализ углеродистой стали:

Материал, идущий на изготовление баллонов, - углеродистая сталь со специальными примесями. Примерный анализ углеродистой стали

Металлографическая структура материала: феррит, перлит - почти в равных количествах, но не исключается и чисто ферритовая структура. Верхних пределов содержания элементов в анализе стали для баллонов следует избегать, т. к. они придают хрупкость материалу и увеличивают опасность разрыва баллона. Механические свойства материала баллонов: НBr от 135 до 170 кг/мм3, временное сопротивление 38—75 кг/мм3, предел текучести 24—45 кг/мм3, удлинение при разрыве 30—16%. Число, характеризующее изгиб, Вg = 50 (толщина стенки/радиус кривизны) = 100—50 в продольном направлении и 65—35 в поперечном направлении. По изготовлении баллоны подвергаются ряду испытаний как механических, так и гидравлических. По правилам западно-европейской практики на каждые сто баллонов один баллон разрезается на образцы, которые подвергаются механическим испытаниям и металлографическим исследованиям. По постановлению Наркомтруда гидравлическое испытание баллонов должно обязательно повторяться каждые 3 года. По швейцарским данным, гидравлическая проба баллона для закиси азота, хлора, сернистой кислоты, фосгена, хлористого метила и этила производится каждые два года, для остальных газов, за исключением ацетилена, - каждые 5 лет, для ацетилена - каждые 10 лет. Наполнение баллонов газами выполняется на местах производства газов. Для предохранения от ржавления баллоны окрашивают в разные цвета, в зависимости от газа, для которого они предназначены. Употребляемые в автогенном деле баллоны в целях опознавания их по наружному виду окрашивают: для кислорода - в синий, водорода - в красный, ацетилена - в белый цвет. Баллоны для наполнения водородом отличаются тем, что имеют на горизонтальном штуцере вентиля левую резьбу в отличие от остальных - с правой резьбой. Последнее правило является интернациональным и обязательным для предупреждения замены водородных баллонов кислородными и во избежание возможности образования гремучей смеси. Наполненные баллоны должны быть предохраняемы от механических ударов, солнечных лучей, близости огня и нагревательных приборов отопления. Баллоны, предназначенные для кислорода, ни в коем случае не должны иметь соприкосновения с жирами и маслами, особенно на вентилях, т. к. выделяющееся от трения при открывании и закрывании вентиля тепло может вызвать загорание масла и привести к взрыву. Открывание вентиля баллона необходимо производить как можно медленнее. Необходимые правила предосторожности предусмотрены специальным постановлением Народного комиссариата труда. Следующая таблица дает характерные и весьма существенные данные для проектирования и приемки баллонов для различных газов:

Характерные и весьма существенные данные для проектирования и приемки баллонов для различных газов

 

Источник: Мартенс. Техническая энциклопедия. Том 2 - 1928 г.

Избранное