Баллонет

Аэростат (баллонет)

БАЛЛОНЕТ, часть аэростата или дирижабля (нежесткого), - матерчатая оболочка, предназначенная для заполнения воздухом и помещающаяся внутри оболочки аэростата или дирижабля. Баллонет служит для поддержания неизменяемости внешней формы оболочки, а также для предупреждения излишней потери газа через клапаны во время подъема аэростата или его полета. Вследствие уменьшения атмосферного давления при подъеме или вследствие увеличения температуры газ, содержащийся во внешней оболочке аэростата или дирижабля, стремится расшириться и вытеснить часть воздуха из баллонета. При спуске, когда давление атмосферного воздуха увеличивается, а также при уменьшении температуры, газ сжимается, и для поддержания внутреннего сверхдавления, необходимого для сохранения внешней формы оболочки, в целях предупреждения образования на ней лонжи (впадины), в баллонет нагнетается воздух. Сферические аэростаты обычно не имеют баллонета; аппендикс (см. Аэростат) остается открытым, и через него газ при расширении может выходить в атмосферу.

В привязном аэростате баллонет образуется нижней частью внешней оболочки аэростата и диафрагмой (перегородкой) из прорезиненной ткани. Когда аэростат наполнен весь газом, диафрагма плотно прилегает к оболочке; при автоматическом наполнении баллонета воздухом, что происходит через улавливатель 8 и рулевой мешок 7 (см. Аэростат, фиг. 2), диафрагма поднимается и отделяет собой пространство, равное по объему приблизительно 1/3 объема всей оболочки аэростата. Когда газ в оболочке расширяется, он производит давление на диафрагму и тем самым вытесняет воздух из баллонета; т. о. достигается автоматическая регулировка необходимого сверхдавления в оболочке и сохраняется газ в ней, который при отсутствии баллонета вышел бы через автоматический клапан в атмосферу.

Баллонет

В дирижаблях (мягких и полужестких) внутри оболочки помещается один или несколько баллонетов; сечение баллонета 3 чаще всего образуется двумя круговыми сегментами; нижний сегмент (см. фиг.) образован самой оболочкой 1, дуга верхнего сегмента 2 несколько больше, чем нижняя, и сшита из более легкой, но столь же газонепроницаемой ткани, что и материя оболочки. Поверхность диафрагмы соединяется с каждой стороны оболочки по одному из ее меридианов; баллонет оканчивается поверхностью сферического конуса или поверхностью имеющей форму тора. В больших дирижаблях в целях уменьшения опрокидывающих моментов от переливания воздуха внутри баллонета при наклоне продольной оси (при тангаже) дирижабля в баллонет устраиваются перегородки 4. Наполнение баллонета воздухом производится через шланг, идущий из оболочки в гондолу дирижабля, и происходит при помощи установленного в гондоле вентилятора, работающего от главного или специального маломощного мотора. Выпуск воздуха из баллонета - через специальные клапаны в оболочке и баллонета. Объем баллонета - в зависимости от максимальной высоты, которой дирижабль должен достигнуть статически, при выбрасывании всего балласта и при потреблении всего горючего, - приблизительно определяется по формуле:

ballonet 2

где V - необходимый объем баллонета в м3, W - объем оболочки, Р0 - давление воздуха у земли в мм рт. ст., Р - давление воздуха на требуемой высоте; эта формула - при неизменяющейся температуре газа и воздуха. Практически объем баллонета берут несколько больше, измеряя его в м3 цифрой, выражающей в кг полезный груз воздушного корабля.

 

Источник: Мартенс. Техническая энциклопедия. Том 2 - 1928 г.