Багер торфяной

Багер

БАГЕР ТОРФЯНОЙ, машина для механического извлечения торфяной массы из болота. По конструкции багеры торфяные делят на одно- ковшевые и многоковшевые, причем первые могут вполне извлекать торфяную массу из залежи вместе с включенными в нее пнями, вторые же применяются главным образом для извлечения торфяной массы из беспнистой залежи. В настоящее время при добыче машинно-формованного торфа у нас применяют только многоковшевые торфяные багеры систем — Экелунда (шведский), Виланда (немецкий), Панкратова и Бирюкова (русский), а за границей, кроме того, торфяные багеры систем - Дольберга, Штренге, Анрепа, Бауман-Шенка, Мура (Канада) и др. Производительность ковшевых устройств доходит до 100 и более м3 торфа-сырца в час, причем весьма важной является согласованность с работой багера торфяного всех дальнейших стадий производства (переработки и транспорта формованного торфа).

Багер торфяной, или самогреб, Панкратова имеет боковое черпаковое устройство, при помощи которого торфяная масса механически и одновременно по всей глубине залежи извлекается из карьера и посредством шнека передается на обычный пресс. Во время работы багер непрерывно передвигается вдоль карьера со скоростью 8—12 м/ч. Основные части багера: 1) черпаковая цепь, 2) шнек, 3) пресс, 4) подвиг, 5) двигатель и 6) трансмиссия. Вес багера без двигателя и пресса - около 14 т. Багер пригоден для эксплуатации только беспнистых болот. При вагонной отвозке формованного торфа на багере требуется 25 рабочих, а при применении транспортера это число уменьшается до 12—15 чел. Эксплуатационные данные при существующей конструкции багера таковы: ширина карьера постоянная и при 4 рядах черпаковых цепей соответствует 1,9 м; глубина может изменяться от 2 до 5 м; чистая (теоретическая) часовая производительность по данным 1926 года достигала 50 м3 торфа-сырца, а валовая (практическая) 17 м3. Главные причины простоев - перестановка гоночных путей и организационные неполадки. Мощность двигателя на багерах около 45—50 л. с., удельный расход энергии 1,25 kWh на м3 торфа-сырца. Впервые багер с тремя черпаковыми цепями был применен в 1916 г. на болоте Каданок Рязанской губернии. В 1926 г. в СССР работали: один багер 3-черпаковый и пять 4-черпаковых, причем из последних два были пущены впервые. Себестоимость торфа, добытого багерами, примерно на 20% дешевле, чем при элеваторном способе. К сезону 1927 г. заводом «Большевик» построено пять новых багеров Панкратова.

Багер торфяной Бирюкова (см. фиг.) в конструктивном отношении представляет развитие идеи, осуществленной в самогребе Панкратова, и отличается от него иным черпаковым устройством. Последнее расположено сзади установки, и торфяная масса механически извлекается им по наклонной плоскости под углом, который в зависимости от глубины залежи может изменяться от 0 до 45°. Извлеченная черпаком масса попадает на бесконечное полотно, которым и передается на пресс. Во время работы багер непрерывно передвигается вдоль карьера со скоростью 4,5—5 м/ч. Вес багера без двигателя и пресса около 16,5 т. Багер пригоден для эксплуатации только беспнистых и достаточно осушенных болот. Артель рабочих при нем требуется в 25 чел., а при применении транспортера она м. б. уменьшена до 12—15 чел. Эксплуатационные данные при существующей конструкции багера таковы: ширина карьера при 6 рядах черпаковых цепей - 4,2 м; глубина может изменяться от 1,5 до 3 м; теоретическая часовая производительность по данным 1926 г. достигала 46 м3, а практическая - 25 м3. Мощность двигателя 50—60 л. с.; средний удельный расход энергии около 1,4 kWh на м3 торфа-сырца. Впервые багер системы Бирюкова (с 5 рядами черпаковых цепей) был применен в 1925 г. на Пустынском болоте Московской губернии; в 1926 г. тот же багер без всяких существенных изменений работал в производстве на том же болоте; в одну смену им было выработано в сезон около 3100 т воздушно-сухого торфа.

Багер торфяной Бирюкова

Багер торфяной Экелунда в оригинальном виде (шведский) состоит: 1) из двух платформ, расположенных одна над другой и связанных между собой так, что верхняя платформа может поворачиваться относительно нижней на 360°; 2) из черпаковой рамы с цепью черпаков; верхний конец рамы подвешен на канатах особой крановой стрелы; 3) из пресса, расположенного на нижней платформе; 4) из элеватора, один конец которого связан с нижней платформой, а середина подвешена на канате к той же нижней платформе; 5) из пяти моторов, которые обслуживают все отдельные механизмы багера. В виду значительного веса, для эксплуатации багера требуется устойчивый грунт, и поэтому его приходится устанавливать не на поверхности, а на дне болота. Во время работы багера периодически перемещается вперед.

Выемка торфяной массы производится или послойно, начиная с верхнего пласта, на всю ширину карьера, или сразу на глубину в 2 м, перемещая постепенно черпаковую раму в сторону на ширину ковша, причем после снятия первого слоя черпаковая рама опускается еще на 2 м и берет следующий слой. Торф, извлеченный ковшами из карьера, поднимается в верхнюю часть платформы и при обратном ходе черпаковой цепи падает через особую воронку вниз, во внутреннюю полость пресса, где торф измельчается, перемешивается и через горловину попадает на угловой элеватор. С последнего торфяная масса в бесформенном виде вываливается в вагонетки и отвозится на поле стилки, где она разравнивается особыми полевыми прессами и режется на кирпичи. Этот багер пригоден для выработки беспнистых или малопнистых болот. Эксплуатационные данные его следующие: мощность всех 5 моторов - 111,6 л. с.; черпаковая цепь имеет 25 черпаков емкостью в 40 л каждый; расположены черпаки на расстоянии 1 м друг от друга; теоретическая производительность его 60 м3 торфа-сырца в час; практическая производительность при переполнении черпаков доходит до 100 м3 при удельном расходе энергии 1,1 kWh на 1 м3 торфа-сырца. Наибольшая ширина карьера 19,2 м, глубина до 5 м. Вес около 40 т; стоимость без моторов и пресса около 35 тыс. р. Этот багер в Швеции дает в сезон в две смены от 6000 до 8500 т воздушно-сухого торфа; установку обслуживают 5—6 чел. В СССР в настоящее время работает пять багеров Экелунда, в том числе один - переконструированный инженером М. А. Скачковым для работы на среднепнистом болоте; все они сосредоточены на Шуваловском торфянике под Ленинградом.

Багер торфяной Виланда состоит: из подвига, черпакового устройства, 2 шнеков, пресса, аблегера и 2-х моторов, приводящих в движение весь механизм. Подвиг склепан из железа в виде рамы, имеет 6,5 м в длину, 3,2 м в ширину и укреплен на 2-х гусеницах. Черпаковое устройство представляет собой прямоугольную раму, на которой ходит бесконечная цепь с насаженными на нее 15 черпаками; емкость черпака - 0,0283 м3, рабочая ширина - 1,4 м. Рама монтирована на подвиге таким образом, что угол наклона черпаковой цепи по отношению к карьеру может изменяться от 30 до 90°. Кроме того, черпаковое устройство вместе с рамой может опускаться и подниматься, изменяя тем самым глубину выемки («брачи») от наибольшей в 3,5 м до самой минимальной. Число ковшей, проходящих в минуту, равно 36, а линейная скорость черпаковой цепи равна 34 м/мин. На подвиге имеются два шнека, расположенных один к другому под углом в 90°. Один из них (боковой, наклонный) принимает торфяную массу, сбрасываемую черпаками, и передает другому, который передвигает ее к прессу, из которого она выходит в виде торфяной ленты. Последняя принимается на дощечки аблегера и у выходного сечения пресса (мундштука) автоматически разрезается на отдельные кирпичи. Весь багер во время работы непрерывно передвигается вдоль карьера со скоростью 16 м/ч. Производительность изменяется в зависимости от глубины карьера и скорости перемещения багера. Максимальная производительность его - около 70 м3 торфа-сырца в час. Впервые в СССР багер торфяной Виланда был установлен на Редкинской опытной торфяной станции в 1927 г. и по предварительному испытанию показал производительность около 60 м3/ч; он пригоден для беспнистых и малопнистых болот, причем в последнем случае выкорчеванные ковшем багера пни приходится извлекать из ковшей вручную. В Германии багеры этого типа работают несколько лет на разработках в Elisabethen (близ Ольденбурга); в сезоне 1927 г. производительность его за 100 рабочих дней, при работе круглые сутки, достигла 15000 тонн воздушно-сухого торфа.

 

Источник: Мартенс. Техническая энциклопедия. Том 2 - 1928 г.

Багер

Избранное