Автомобильные сани (автосани)

Автомобильные сани (автосани)АВТОМОБИЛЬНЫЕ САНИ, автосани, автомобили, снабженные особым приспособлением для передвижения по зимним дорогам и по снежной целине. Автомобильные сани подразделяются на 4 основные группы: гусеничные, винтовые, колесные и цепные. Наиболее разработаны в конструктивном отношении и получили распространение и практическое применение гусеничные автосани, гл. обр. сани Кегресс, изготовляемые фирмой «Ситроэн» (фиг. 1). В этих автомобильных санях к обыкновенному автомобилю вместо задних колес прикреплена рама, на которой находятся движители, в виде бесконечной резиновой ленты, монтированные на двойных стальных шкивах-барабанах с конической щелью посредине, в которую заходит трапецеидальный гребень ленты; этот гребень захватывается ведущими конусами и воспринимает крутящий момент мотора, препятствуя сбеганию ленты со шкивов; передача движения от конусов к лентам осуществляется посредством трения, возникающего между коническими поверхностями ведущих барабанов и боковыми сторонами трапецеидального гребня; под передние колеса подводят лыжи. Аппарат может работать летом по бездорожью и зимой по снегу. Двигатель автомобильных саней Кегресс развивает 20 л. с. при 2100 об/мин. Вес машины 1300 кг, из которых на гусеницы приходится 980 кг, а на переднюю ось 320 кг. Ширина каждой ленты 250 мм, длина между центрами барабанов 1300 мм. Удельное давление ленты на снег 1400 кг/м2. Коробка скоростей имеет 6 передач, максимальная скорость 30 км/ч, по рыхлому снегу до 12 км/ч. К конструкциям с винтовыми движителями относятся автомобиль Армстид и трактор Фордзон.

Автосани Кегресс, изготовляемые фирмой «Ситроэн»

В тракторе Фордзон (фиг. 2) под рамой шасси укреплены две горизонтальные продольные оси, на которых монтированы два червячных движителя, имеющих вид стальных пустотелых барабанов, вращающихся в противоположные стороны.

Трактор Фордзон на винтовых движителях

Эти движители имеют на своей внешней поверхности очертание винта, благодаря чему, проникая в снег, вызывают перемещение экипажа. Управление достигается лыжным передком, в передней части рамы. Автомобиль Армстид имеет ту же конструкцию, но вместо двух движителей устанавливают четыре. Двигатель развивает 55 л. с. и позволяет передвигаться со скоростью до 35 км/ч. Прицепной груз при скорости 11 км/ч может доходить до 7 т. Колесные автомобильные сани состоят из кузова, снабженного лыжами; в задней части помещены одно или два колеса, снабженные выступами, врезающимися в снежный покров и тем самым дающими движение саням. В автомобильных санях с цепными движителями движение производится укладкой звеньев цепи в снег под лыжи саней на такую глубину, при которой лыжи скользят по снежному слою, находящемуся между ними и цепью; эти автомобильные сани хорошо работают на рыхлом грунте и плохо на дороге с твердой одеждой (шоссе, мостовые). Колесные и цепные автомобильные сани изготовляются только в виде опытных образцов и до настоящего времени практического значения еще не имеют.

 

 

Источник: Мартенс. Техническая энциклопедия. Том 1 - 1927 г.

Избранное