Авиетка

АвиеткаАВИЕТКА, небольшой одноместный или двухместный аэроплан с маломощным мотором от 7 до 60 л. с. Развитие конструирования авиеток обязано успехам безмоторных полетов планеров. Опыты с безмоторным летанием позволили значительно усовершенствовать конструкцию крыльев и всего аппарата в отношении наиболее выгодного использования поддерживающей силы воздуха и уменьшения вредных сопротивлений воздуха. Первые авиетки представляли собою планер, на котором был установлен мотоциклетный двигатель. В настоящее время цель конструирования авиеток - дать машину, экономичную в эксплуатации и расходовании горючего, не требующую аэродромов, особого ухода, удобную в транспортировании и безопасную в воздухе. Авиетка должна легко и быстро собираться, без применения специальных инструментов; сборка должна сводиться к пригонке плоскостей и хвостового оперения к фюзеляжу. Скорость авиеток 90—120 км/ч. Посадочная скорость 45—60 км/ч. Потолок 1500—2000 м. Применение авиеток в настоящее время имеет пока спортивный характер, но в некоторых иностранных армиях авиетки включены в воздушный флот как самолеты первоначального обучения в авиационных школах. Производство авиеток в СССР носит кустарный характер, строятся только опытные единичные экземпляры. За границей - в Германии, Англии, Италии, Чехословакии - быстрое развитие авиеток дало возможность развернуть серийное производство на аэропланостроительных заводах. Дело строительства авиеток наиболее широко поставлено в Англии. Для применения авиеток в условиях повседневной жизни, на конкурсных состязаниях все авиетки подвергаются испытаниям на быструю разборку и сборку и буксировку вручную по сельским дорогам.

Из английских авиеток, давших лучшие результаты, можно отметить: АНЕК - мотор Блекборн 20 л. с., подъем на высоту 4400 м; Парналь-Пикси - с тем же мотором, скорость 123 км/ч; DН-53, на которой произведены фигуры высшего пилотажа, что показывает достаточную прочность; двуместную авиетку «Мос» с мотором Циррус 60 л. с., совершившую перелет с посадками из Англии в Индию и принятую в английских авиаклубах как учебный самолет. В Германии наиболее распространены авиетки фирмы Даймлер, типа L-20, с мотором 19 л. с., и типа L-21, с двумя моторами 19 л. с., совершившие с посадками перелет, расстоянием свыше 3000 км. На авиетке «Мессершмидт» произведен перелет с пассажиром через Альпы из Германии в Италию.

Благодаря помощи Осоавиахима СССР за последнее время достигнуты успехи в развитии конструирования и постройки авиеток. В настоящее время имеется ряд оригинальных авиеток: Невдачина («Буревестник С 4», с мотором Блекборн 20 л. с.), Рафаэлянца (РАФ1, с тем же мотором), Черниховского (СЧ1, с мотором АВС 25 л. с.), Байкова (ЦАГИ, с мотором Блекборн 20 л. с.), Яковлева (АИР, с мотором Циррус 55 л. с.), Горелова, Семенова и Сутугина («Три друга», с мотором Бристоль-Черуб 30 л. с.) и др. В 1927 г. получены рекордные полетные данные двух авиеток: 1) двуместной авиетки - АИР, с мотором Циррус в 55 л. с., конструктора А. С. Яковлева, проделавшей перелет из Севастополя до Москвы (1420 км) без посадки в 15 ч. 30 мин. со средней скоростью в 92 км/ч; 2) одноместной авиетки - «Буревестник С 4», с мотором Блекборн 20 л. с. (фиг. 1 и 2), конструктора инженера В. П. Невдачина.

Одноместная авиетка - «Буревестник С 4», с мотором Блекборн 20 л. с.

Одноместная авиетка - «Буревестник С 4», с мотором Блекборн 20 л. с.

При испытаниях ее получены следующие результаты: максимальная полетная скорость 140 км/ч, эксплуатационная 110 км/ч, потолок 6500 м, подъем на 1000 м - 6 мин., на 2000 м - 14 мин., на 5000 - 45 мин., разбег при подъеме - 6 сек. (расстояние 30 м), пробег при посадке - 6 сек. (расстояние 25 м), посадочная скорость 60 км/ч. Являясь одной из наиболее удачных конструкций авиеток, «Буревестник С 4» представляет собою деревянный свободно несущий моноплан с нижним расположением крыльев. Материал - деревянные прямоугольные рейки и 3-слойная клееная фанера; металлические детали отличаются простотой форм и конструкции. Шасси - деревянная клееная рессора, снабженная: деревянными колесами, обшитыми по ободу подошвенной кожей. В постройке этой авиетки удалось при малом весе (130 кг пустая, 230 кг в полете) осуществить большую прочность и конструктивность деталей и форм аппарата. «Буревестник С 4» построен рабочими кружка Осоавиахима при трамвайном парке имени Щепетильникова (б. Миусский). Стоимость без мотора 1255 руб.

Авиетки мощностью 20—40 л. с. Могут заменить современные дорогие в эксплуатации школьные и тренировочные самолеты мощностью 80—240 л. с. Не требующие обширных посадочных площадок, невзыскательные в отношении ангаров и простые в обращении, авиетки могут с успехом нести службу связи в глухих бездорожных районах нашего Союза.

 

Источник: Мартенс. Техническая энциклопедия. Том 1 - 1927 г.

Избранное