Анализ тканей

Анализ тканейАНАЛИЗ ТКАНЕЙ определяет в образцах элементы, необходимые для точного воспроизведения или фабрикации тканей. В каждом анализируемом образце ткани, по которому нужно изготовить точно такую же ткань, необходимо определить следующие данные: 1) лицо и изнанку образца ткани; 2) направление основных и уточных ниток; 3) плотность ткани, т. е. число ниток основы и прокидок утка, приходящееся на квадратную единицу (на 1 дм2 или 1 см2 ткани); 4) природу волокнистого материала в ткани; 5) № основы и № утка, сорт пряжи; 6) наименование ткани и ширину ее; 7) строение ткани, т. е. систему переплетения основных ниток с уточными, и раппорт ткани (переплетения); 8) способ проборки в ремиз и бердо: а) наименьшее число ремизок, необходимых для образования переплетения основы с утком в гладких и мелкоузорчатых тканях, б) систему проборки в лица аркатных шнуров и бердо - в узорчатых тканях; 9) зевообразовательный прибор и рисунок картона; 10) вес 1 м2 ткани; 11) учет материалов в ткани - пряжи (основы и утка). Кроме указанных элементов, для фабрикации ткани необходимо установить еще целый ряд расчетно-калькуляционных данных чисто технологического характера.

1. Определение лица и изнанки ткани. Лицевая сторона ткани (в особенности мелкоузорчатой и фасонной) отличается от изнанки по выявлению переплетения (рисунка ткани) и материала, по цвету и чаще всего по отделке; лицевая сторона отделанной ткани всегда имеет лучший, более рельефный и красивый вид, нежели изнанка.

2. Определение направления основных и уточных ниток. Определение на данном образце направления его долевых (основных) и поперечных (уточных) ниток не представляет трудности, когда образец ткани имеет кромку. Основными нитями будут нити параллельные кромке, а уточными - перпендикулярные к ним. При отсутствии кромки у образца следует руководствоваться следующими положениями: 1) при рассматривании образца на просвет основные нити ткани бывают расположены более равномерно, чем нити утка, в расположении которых всегда меньше правильности; 2) в случае, если ткань не гладкая, а с узором, эффект рисунка ткани обычно выполняется утком; 3) если поверхность ткани представляет полосатый рисунок, то основные нити идут почти всегда по направлению полос; 4) если исследуется образец суровой ткани, то основные нити узнают по присутствию в них шлихты; 5) если основа и уток в образце крученые, то нити с большей круткой и крепостью - основа, а с меньшей - уток; 6) если образец ткани состоит из смешанных материалов, например, хлопка и шерсти, то в большинстве случаев хлопчатобумажные нити составляют основу, а шерстяные - уток.

3. Определение плотности ткани. Определение плотности ткани, т. е. числа ниток основы и утка на единице площади ткани, производится при помощи ткацких луп (глазков) или универсальной счетной лупы (фиг. 1 и 2) счетом отдельных нитей основы и утка.

Ткацкая лупа

Для определения плотности валеных тканей (сукон) или тканей с начесом (фланель, байка и пр.) необходимо предварительно удалить с поверхности ткани ее ворс. Это достигается опаливанием ткани сильно нагретым утюгом или спаливанием ее на пламени огня. Плотность тканей находится в зависимости от материала, номера пряжи, сорта и назначения ткани и пр.

Универсальная счетная лупа

4. Определение природы волокнистого материала в ткани. Ткани вырабатываются из одного волокнистого материала или из нескольких. Первые называются чистыми тканями (хлопчатобумажные, льняные, шелковые и пр.), вторые - смешанными (полульняные, полушелковые и пр.). При анализе природы волокна апретированных тканей шлихта, аппретура и краски должны быть предварительно удалены. Определение природы волокнистого материала в ткани основано на признаках морфологического строения волокна и его физических и химических свойств и производится на основании: 1) испытания на горение, 2) микроскопического исследования, 3) действия химических реактивов.

5. Определение № основы и утка. При определении  №№ пряжи пользуются: 1) балансом Штауба (фиг. 3),

Баланс Штауба

2) универсальным балансом Штауба (фиг. 4). Указанные приборы допускают определение № пряжи по малой длине нити, вытянутой из образчика. Для определения № пряжи вырезают из образца квадрат ткани, равный соответствующему шаблону, прилагаемому к аппарату. Затем отбирают с одной стороны этого квадрата нити основы, а с другой - нити утка и подвешивают на крючок до тех пор, пока коромысло не примет горизонтального положения. Число нитей, необходимых для установления коромысла в горизонтальное положение, определяет № пряжи.

Универсальный баланс Штауба

В универсальном балансе Штауба (фиг. 4) номер отсчитывается на шкале прибора при помощи тонкой пластинки, передвигаемой по коромыслу до уравновешивания крючка h с подвешенной пряжей. Универсальный баланс применим для определения номера пряжи по различным системам. При определении № пряжи следует иметь в виду, что результаты относятся не к суровой пряже, а к аппретированной, а потому в них необходимо ввести некоторые поправки: 1) для шлихтованных нитей основы полученный № уменьшается на 4—8%; 2) для беленых нитей № уменьшается от 5 до 10%; 3) для крашеных нитей, от светлых до темных тонов, № уменьшается от 2 до 15%. Чувствительность этих приборов довольно большая, и ошибки в отношении колебания №, при надлежащей аккуратности обращения с приборами, незначительны. Как и во всех других исследованиях по анализу, для получения более точных результатов необходимо производить несколько отдельных определений для их среднего вывода.

6. Определение наименования ткани и ее ширины. Наименование ткани определяется в зависимости от характера строения (переплетения) исследуемого образца и м. б. строго принятым для данного рода ткани или произвольным. Что же касается определения ширины ткани, то последняя устанавливается в зависимости: 1) от родственного отношения исследуемого образца к известным сортам тканей и 2) от характера и назначения предполагаемой к выработке ткани, согласно исследуемому образцу.

7. Определение строения ткани. Строение, т. е. переплетение всякой ткани, состоит из основных и уточных перекрытий, которые выполняются с определенной закономерностью. Возможные комбинации этих перекрытий дают бесконечное множество эффектов или рисунков ткани, которые во всей своей массе подразделяются на три главные класса: гладкие переплетения, армюрные и фасонные. Каждый из этих возглавляющих переплетения классов имеет в свою очередь целый ряд производных видоизменений этих переплетений, которые по своему характеру делятся на простые и сложные. Процесс определения строения ткани состоит в графическом изображении переплетения ткани на канвовой или числительной бумаге. Канвовая бумага, применяемая для выявления строения ткани, разграфлена по двум направлениям, соответственно направлениям основы и утка. Для определения строения ткани берут образец ткани и исследуют в лупу (глазок) положение его основных нитей относительно одной уточины, причем одни перекрытия (чаще основные) на канвовой бумаге покрываются краской, а места, соответствующие уточным перекрытиям, остаются незакрашенными. Когда определится основной раппорт, т. е. известный порядок смены перекрытий, рассматривают положение тех же основных нитей относительно второй уточины и т. д., пока не определится раппорт по утку. Совокупность основного и уточного раппортов дает раппорт переплетения в данной ткани. Если ткань состоит из нескольких сортов пряжи, различающихся по №, цвету, то переплетение каждого сорта нужно изображать особой краской.

8. Определение способа (рисунка) проборки в ремиз и бердо. Продевание основных нитей в колышки ремизок называется проборкой. Проборки разделяются на несколько видов: рядовая, амальгамная, обратная, сводная, перерывная, комбинационная и перевивочная. Способ проборки в ремиз и бердо определяется на основании рисунка заправки ткани, составленного на построении ткацкого рисунка, имея в виду возможно меньшее число ремизок. Сокращение числа ремизок сильно упрощает и удешевляет заправку требуемой ткани. Сущность составления рисунка заправки (проборки в ремиз и бердо) состоит в том, что все одинаково переплетающиеся в раппорте нити основы пробираются в колышки одной ремизки. Этим определяется необходимое число ремизок. Определение порядка проборки основных нитей в зубья берда не представляет трудностей. Обычно пробираются в зуб 2 нити, но имеются ткани, которые работаются с проборкой в бердо по 3 и более нитей (фиг. 5). Проборку нитей основы в лица.

Заправочный или технический рисунок

9. Определение зевообразовательного прибора и рисунка картона. Зевообразовательные механизмы или приборы определяются по основному раппорту графического рисунка строения ткани и количеству ремизок. Простые гладкие ткани с малым числом ремизок воспроизводятся с помощью эксцентриков, армюрные - каретками Добби и фасонные - жакардовыми машинами. В зависимости от сложности переплетения определяется и зевообразовательный механизм, а по системе зевообразовательного прибора приготовляется рисунок картона.

10. Определение веса ткани. Вес ткани зависит от рода материала (пряжи), ее №, плотности и структуры ткани. Для определения веса квадратного ярда или метра ткани служат: 1) квадрант Ланкастера (фиг. 6), который по образцу ткани в 1/100 квадратного ярда определяет вес 100 кв. ярдов ткани в lbs. (английский фунт), 2) универсальный баланс Штауба и другие приборы. Определение веса единицы площади ткани заключается в следующем: по шаблону, прилагаемому к приборам, вырезают прямоугольник ткани, который и взвешивают на приборе; показания получаются по шкале.

Квадрант Ланкастера

11. Учет материалов в ткани. Под учетом материалов в ткани подразумевается определение количества основной и уточной пряжи. Вес пряжи в куске определяется по следующим формулам:

analiz tkaney f1

где L- длина куска, n- число ниток в основе, k- коэффициент уработки основы, I- ширина основы в берде в м, а - число уточных прокидок на 1 см, Nm- метрический № пряжи. Эти формулы справедливы для метрической нумерации пряжи.

 

Источник: Мартенс. Техническая энциклопедия. Том 1 - 1927 г.

Избранное