Аэросани

Аэросани

АЭРОСАНИ. Движение аэросаней основано на принципе применения воздушного винта (пропеллера), при вращении которого мотором реакция воздушной струи толкает (или тянет) сани. Первые сани были выпущены в 1911 г. Современные аэросани представляют собой легкий корпус (шасси) ферменного типа, изготовляемый из дерева или металла. Ферма, составляющая корпус (см. фиг.) обтянута фанерой или металлом и внутри имеет мягкую обшивку. Корпус саней делается как открытого, так и закрытого типов. Обычно в задней части корпуса на металлической раме укреплен авиационный двигатель, на валу которого насажен воздушный винт. Корпус в своей передней части имеет сиденье для рулевого. Сани управляются штурвалом автомобильного типа, действием на переднюю лыжу. Аэросани монтируются на трех лыжах: одна - передняя, управляемая, и две - задние, снабженные тормозами.

Аэросани

Тормоза аэросаней состоят из стальных штырей, проходящих сквозь направляющие трубки через лыжу; выдвигая эти штыри в снег с помощью ножных педалей, можно остановить сани на укатанной снежной дороге. На рыхлом снегу тормоза действуют хуже. Лыжи обычно монтируются с корпусом саней так, что могут качаться около оси привеса, и кроме того снабжены пружинными или плоскими (нормальные рессоры) амортизаторами. Амортизаторы при езде по ухабистым дорогам смягчают резкие толчки и предохраняют корпус от поломок. Наиболее подходящие моторы для аэросаней - звездообразные с воздушным охлаждением; они надежно работают, не перегреваясь, так как окружающая температура всегда ниже 0°. Иногда аэросани снабжаются моторами водяного охлаждения, с целью использовать моторы вышедших из употребления автомобилей. Аэросани с такими моторами могут быть применены для спортивных и учебных целей. Для регулярной работы, особенно в суровых условиях севера, водяное охлаждение совершенно неприменимо. При санях нормальной конструкции принимается мощность мотора = 20—25 л. с. на пассажира, включая и шофера. Вообще сани с мотором менее 25—30 л. с. не могут иметь практического значения. В настоящее время исследовательскими институтами НАМИ и ЦАГИ разработаны серийные типы аэросаней: в НАМИ - системы Брилинга и Кузина и в ЦАГИ - Туполева. Эти аэросани обычно имеют 4—5 мест, мотор воздушного охлаждения 100—120 л. с. Такие сани, при полном весе в 1100 кг (включая пассажиров, топливо и необходимые принадлежности), могут идти по ровной дороге со скоростью до 90 км/ч. и по рыхлой, глубокой целине - до 35 км/ч. Расход горючего у таких саней колеблется в зависимости от характера дороги и температуры. Средний расход = 42 кг/100 км и минимальный - 32 кг/100 км. Обычно качество саней определяют отношением максимальной тяги винта на месте к полному весу саней, т. е.

aerosani 2

По величине К можно судить о проходимости саней. Лучшие из саней имеют К = от 0,33 до 0,40. Такое К достигается правильным расчетом винта, дающего тягу на месте до 3,6 кг на 1 л. с., минимальным весом конструкции саней и рациональными размерами и формой их, применением высокого качества материалов. Лыжи аэросаней - металлические (сталь и дюралюминий) или деревянные с обшивкой подошвы листовым дюралюминием. Давление лыжи на 1 м2 не д. б. выше 480—650 кг, иначе лыжи будут глубоко вязнуть в снегу. Коэффициент трения f подошвы лыж сильно зависит от состояния снега и температуры. В морозную погоду f = 0,002 на укатанной дороге и доходит до 0,3 на рыхлом мокром снегу, в теплую погоду. Расчет саней ведется при f = 0,3. Отношение длины лыжи к ее ширине выгодно брать равным 1:14. Зимой 1927 г. (янв.—февраль), в пробеге в 2450 км, двое 4-местных саней с мотором воздушного охлаждения в 100 л. с. прошли весь путь без каких-либо дефектов, причем 1400 км этого пути были пройдены аэросанями по нетронутой целине, глубиной в некоторых местах до 4 м (Вологодская губ.). Помимо нормальных легковых саней, построены аэросани специального назначения: санитарные, легковые, грузовые и т. п.

Аэросани в настоящее время являются пока единственным надежным средством механического передвижения по снежным дорогам. Главное их достоинство - простота конструкции: отсутствие коробки скоростей, дифференциала и других сложных механизмов. Стоимость нормальных саней вместе с мотором в 140 л. с. равна приблизительно 9000 р. При использовании емкости саней на 100%, стоимость км-пасс. колеблется от 20 до 30 коп., в зависимости от местных условий. Нормальный запас топлива и масла достаточен на 300—350 км пути.

 

Источник: Мартенс. Техническая энциклопедия. Том 2 - 1928 г.

Избранное