Аэродром

Аэродром

АЭРОДРОМ, участок земли, предназначенный для подъема и спуска самолетов, со всеми сооружениями и техническим оборудованием, необходимыми для регулярной и правильной работы самолетов. Площадь, на которой производятся взлет и посадка, называется летным полем, или полезной площадью аэродрома. Поверхность аэродрома должна быть ровной, по возможности горизонтальной, наклон поверхности допускается не более 0,01 при наименьшей длине наклона от 100 до 200 м. Все местные препятствия - кочки, кусты, канавы, камни и т. д., мешающие движению самолета по земле, д. б. устранены. Грунт д. б. твердым, но достаточно водопроницаемым. Лучшей естественной поверхностью аэродрома признается поверхность луга с подзолистым или супесчаным грунтом, покрытая густой невысокой травой. На сырых, низменных аэродромах необходимо устраивать дренаж. Линейные размеры площади, удобной для взлета и посадки самолетов, определяются в зависимости от типа и количества самолетов, работающих на данном аэродроме, и от назначения самого аэродрома.

По основному своему значению все аэродромы подразделяются на: а) военные, б) гражданского воздушного флота, в) аэродромы особого назначения (аэродромы авиационных школ, заводские, испытательные), г) государственные аэропорты, или воздушные порты. Опыт и практика показали, что на одном и том же аэродроме часто базируется авиация разного применения - военная, гражданская, учебного назначения и др. Оценка аэродрома, входящего в плановую общую сеть аэродромов государства, д. б. произведена как с военной, так и с гражданской точек зрения, с учетом перспектив авиационного строительства и развития сети воздушных сообщений. По значению, характеру и размерам оборудования аэродромы делятся на 4 класса или разряда (классификация, разработанная инженером А. Н. Вегенером). К I классу относятся аэродромы, расположенные в важнейших центрах для обслуживания не только военной авиации, но и гражданской, авиационных заводов, научных учреждений и т. д. Такие аэродромы носят название государственных аэропортов, или воздушных портов. Как военная база государственный аэропорт в мирное время большого значения не имеет: являясь в большинстве случаев аэростанцией международных воздушных сообщений, аэродром тем самым становится легко доступным для иностранной разведки, что препятствует широкому использованию аэродромов для военной авиации. Аэродромы II класса располагаются в областных центрах или стратегических пунктах и служат базами для крупных резервных авиационных соединений и главными узлами сети воздушных сообщений. Все промежуточные аэродромы, устраиваемые в больших городах или административных центрах, относятся к А. III класса; они служат стоянками для низших войсковых соединений авиации или воздухоплавания и базами снабжения на линиях воздушных сообщений. Аэродромы IV класса - посадочные площадки, удобные для взлета и посадки, с убежищем для стоянки одиночных самолетов. Размер диаметра в м для аэродромов I и II класса определяется по следующей формуле:

D = 2·(Р·К+З·К)+30,

где Р - размах самолета К - число самолетов, 3 - интервал между самолетами в м, 30 - ширина нейтральной полосы в м. Размеры полезной площади принимаются в среднем для:

aerodrom 1

Разбивка аэродрома. Главная часть аэродрома, удобная для взлета и посадок и называемая полезной или рабочей площадью, ограничена так называемой стартовой линией, за которую нельзя выносить линию старта. В центральной части рабочей площади обозначен круг, разбивающий ее на три полосы: взлета, нейтральную и посадки (см. схему).

Разбивка аэродрома

Концентрически к этому кругу разбит круг световых посадочных сигналов для ночных полетов. В полосе подходов размещают аэродромные постройки т. о., чтобы они не служили препятствием для подхода самолетов с любой стороны аэродрома, в особенности в направлениях господствующих в данном месте ветров. На передней линии аэродромных сооружений находятся ангары, удаленные от стартовой линии на 70—100 м. Расстояние это определяется высотой ангара: при среднем угле планирования в 10—12° отношение между удалением и высотой ангара принимают равным 7:1, чтобы идущий на посадку самолет мог пройти над ангаром без излишней потери рабочей площади. Линия расположения ангаров по их фасадам называется ангарной, или фасадной, линией. Полоса между стартовой и фасадной линиями, служащая для подхода на старт подготовленных к полету и для обратного передвижения возвращающихся с рабочей площади к ангарам самолетов, называется стартовой улицей. Часть стартовой улицы аэродрома перед ангарами (20—30 м) вместе с ангарами и полосой сзади них (15—20 м) составляет так наз. аэродромный двор, служащий для сборки самолетов, подготовки их к полету, пробы моторов и пр. Ширина аэродромного двора определяется примерно в 100 м; на нем, кроме ангаров, возводят технические сооружения, связанные с полетной работой самолетов. Все остальные постройки выносят за пределы аэродромного двора, ближе к внешней границе, где прокладывают подъездные пути в виде шоссе или ж.-д. ветки. По международным правилам каждый аэродром должен иметь установленные постоянные и временные знаки для управления полетной работой. Постоянные знаки: 1) указатели направления ветра (вымпелы) от 1 до 3, устанавливаемые за пределами рабочей площади в наиболее заметных с воздуха пунктах с отчетливым проектированием на фоне земли; 2) белый круг (зимой черный) в центре рабочей площади, с диаметром равным ширине нейтральной полосы (20—30 м); 3) белые круги (зимой черные) диаметром в 1 м для обозначения границ аэродрома; 4) сигнальная мачта с вымпелом и черным шаром, обозначающая открытие полетов. Временные знаки: 1) указатель направления ветра - посадочное «Т», состоящее из двух полотнищ размером 8х2 м и 5х2 м; 2) указатель направления круга полетов над аэродромом: черный треугольник - круг вправо, черный квадрат - круг влево; 3) два полотнища размером 8x2 м для креста, запрещающего посадку.

Оборудование аэродромов. В зависимости от размеров, назначения и характера аэродрома различают и аэродромные сооружения, и техническое оборудование, которые составляют главную и существенную часть каждого аэродрома. Наиболее типовыми аэродромными сооружениями являются: 1) специальные помещения для хранения самолетов - ангары; 2) эллинги и причальные мачты для дирижаблей; 3) аэродромные мастерские для ремонта самолетов и моторов; размеры и назначение отдельных помещений зависят от деятельности и характера аэродрома и типа самолетов и моторов; по существу мастерские мало отличаются от аэроплано- и моторостроительных заводов; 4) складочные помещения на аэродромах - для бензина, масла, огнеопасных и взрывчатых веществ. На аэродромах I класса и воздушных портах устраивают усовершенствованные подземные бензинохранилища с подачей бензина под действием инертного газа. При расчете бензина и маслохранилищ принимают, что на 1 л. с./ч. в современных моторах в среднем расходуется около 0,22—0,25 кг горючего (бензина, бензола) и около 0,02 кг масла. Продолжительность полета подсчитывают по емкости баков на самолетах и по времени эксплуатации самолета. Исходя из этого расчета, количества бензина и масла принимают для центральных баз в размере 3-месячного (около 6000—8000 гл бензина и 600—800 гл масла), для опорных баз - месячного и для питательных пунктов - двухнедельных запасов; 5) станционные службы и помещения для личного состава располагаются в отдельных и общих зданиях. Специальные аэровокзалы устраиваются только в больших воздушных портах; при них имеются залы ожидания, багажные и билетные кассы, таможенное отделение, телеграф, служебные помещения, буфет, почта. Технические помещения, здание комендатуры аэродрома, где сосредоточивается администрация аэродрома, и помещения для специальных служб - аэронавигации, метеорологии, радио - сооружаются в наиболее удобном для постоянного наблюдения за аэродромом месте. Кроме названных помещений, для служебного персонала д. б. устроены убежища на случай бомбардировки и газовой атаки аэродрома. Тип убежищ и их конструкция зависят от характера газа, значения и величины аэродрома; 6) водо- и маслогрейки применяются в холодных районах для подогревания масла для моторов и воды для радиаторов самолетов; обычно они располагаются возле аэростанций или мастерских; 7) компасные площадки, служащие для выверки компасов до установки на самолете, устраивают на возможно большом расстоянии (не менее 100 м) от всех сооружений, имеющих металлические части, влияющие на магнитную стрелку; 8) световые колодцы на аэродроме служат для помещения ламп, указывающих границы аэродрома, направление ветра и место посадки. Колодцы, закрытые сверху на уровне земли толстым стеклом, делают из бетона, кирпича или дерева и освещают ацетиленовыми или электрическими лампами. Размеры колодцев должны соответствовать системе освещения; обычно их делают диаметром и глубиной не менее 1 м. Устройство световых колодцев целесообразно только в малоснежных районах и на постоянных аэродромах с ночными полетами. Кроме световых колодцев устраивают сигнализационные световые маяки с неподвижными и вращающимися огнями (см. Аэромаяк). Аэродромы I и II класса должны иметь всевозможные средства связи - телефон, телеграф, радиостанцию, автотранспорт, шоссе, подземные дороги, трамваи, подъездные пути для разгрузки и нагрузки, с возможно широким применением вообще всех средств сообщения для обеспечения регулярной работы аэродрома и немедленной подачи первой помощи при авариях и вынужденных спусках воздушных судов.

 

Источник: Мартенс. Техническая энциклопедия. Том 2 - 1928 г.

 

Еще по теме: